Новости

Размещен: 23.12.2019 г.


О правовом регулировании деятельности сервисов по заказу услуг такси


В настоящее время приобрели популярность онлайн-сервисы по заказу услуг такси (агрегаторы). Благодаря удобству, потребители все чаще прибегают к их использованию. Через онлайн-сервис по заказу услуг такси потребитель значительно быстрее может вызвать машину без общения с оператором, при этом: установлены единые тарифы, машина приезжает в течение 3-4- минут, так как распределение вызовов происходит по географическому признаку (приезжает на заказ ближайший автомобиль).

Агрегаторы услуг такси («Uber», «Яндекс.Такси», «GetTaxi» и другие) заключают с таксопарками (непосредственными перевозчиками) договоры об оказании таксомоторных перевозок. В связи с чем с заказа, предоставляемого водителю любого таксопарка, они взимают комиссию. Агрегаторы обязаны привлекать к сотрудничеству только лицензированных водителей путем заключения с ними договора об оказании информационно-диспетчерских услуг.

Деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров легковым такси регулируется следующими нормативно - правовыми актами:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

- Федеральный закон от 08.11.2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав);

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров).

Агрегаторы услуг такси в онлайн-сервисе обязаны предоставлять полную и достоверную информацию непосредственно о водителе, осуществляющем перевозку пассажира (ст. 9 Закона №2300-1). Ответственность агрегаторов за доведение недостоверной или неполной информации об услуге установлена ст. 12 Закона №2300-1.

При прибытии такси к месту назначения агрегатор обязан предоставлять заказчику информацию о местонахождении транспортного средства, его регистрационном знаке, марке, цвете кузова и фактическом времени подачи, контролировать исполнение заказа, а также предупреждать заказчика о задержке подачи автомобиля или невозможности исполнить заказ с предложением варианта на замену.

Ответственность за качество услуг несут непосредственно таксопарки. Агрегаторы услуг такси, в случае значительного числа жалоб потребителей или некачественного оказания услуг водителями, могут ввести задержку отправки заказов для того или иного таксопарка, или вовсе прекратить отношения с ним, исключив из системы заказов.

Подобная система позволяет оперативно предоставлять потребителям качественные услуги и одновременно обеспечивать таксопарки и водителей стабильным числом заказов.

При осуществлении перевозки легковым такси пассажир не всегда доволен качеством услуг исполнителя.

Пассажиру которого не устроило качество перевозки следует подготовить претензию в адрес перевозчика, в которой он вправе потребовать в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закона №2300-1): 

  • Устранение недостатков услуги в процессе поездки;

  • Уменьшение цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;

  • Возмещение расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Целесообразно, в качестве доказательств к претензии приложить документированные материалы, свидетельствующие о недостатке услуги.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Убытками, также могут быть денежные средства, уплаченные за некачественную или не оказанную услугу.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:

· Право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона №2300-1). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона №2300-1);

· Право на информацию об оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона №2300-1).

Транспортный устав обязывает транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости услуги, о времени прибытия транспорта, стоимости перевоза багажа и пр. Непредставление достоверной информации может привести к тому, что пассажир понесет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.

· Право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»).

Обращаем внимание, в случае нарушения прав потребителя – пассажира при оказании услуги по перевозке легковым такси изначально заявителю необходимо направить претензию в письменном виде по месту нахождения перевозчика. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

В случае неудовлетворения перевозчиком требований в добровольном порядке, либо не получения ответа на претензию в установленный срок, потребитель вправе обратиться в суд по месту нахождения перевозчика (ст. 30 ГПК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

Любой гражданин в случае нарушения его прав как потребителя может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (надзор за нарушениями в области транспортной безопасности);

  • Управление Роспотребнадзора по городу Москве и его территориальные отделы в административных округах (нарушение прав пассажиров при оказании транспортных услуг, недоведение достоверной информации об услуге и т.д.);

  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (нарушение правил дорожного движения);

  • Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (непредоставление квитанции (чека) об оплате пассажиру);

  • Органы полиции (в случае совершения неофициальных перевозок; оскорбление пассажира со стороны водителя).