Новости

Размещен: 16.06.2020 г.


Денежные расчеты с использованием электронных платежных систем.


Система электронных платежей, или электронная платёжная система - система расчетов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и интернет-пользователями (потребителями) при купле-продаже товаров и оказании услуг через сеть Интернет.Деятельность электронных платежных систем в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

Электронные способы оплаты в свою очередь подразделяются на оплату с помощью

  • электронных сервисов;

  • электронных устройств.

Оплата с помощью электронных сервисов:

1. Мобильный банк - доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, и не требуется интернет (команды передаются по сотовой связи).

Для подключения нужно предоставить свой номер телефона и дать банку соответствующее поручение. Список СМС-команд и инструкции по их использованию для управления своим счетом можно запросить в офисе банка или найти в интернете.

Особенности и преимущества:

  • получать автоматические («по подписке») уведомления от банка – например,информацию об операциях и текущем остатке по карте.

  • направлять банку запросы (СМС-команды) на получение информации по карте, совершение денежных переводов, платежей (за сотовую связь, телевидение,интернет) или на блокировку карты.

Недостатки и риски использования:

  • конкретные возможности, условия предоставления и стоимость СМС-командзависят от банка, выпустившего карту, и сотового оператора.

  • злоумышленник, завладевший мобильным телефоном, не защищенным паролем,может вывести деньги с банковской карты.

2. Интернет - банкинг-это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Вход в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения (его можно установить на стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон). Для подключения этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный кабинет (иногда это возможно сделать через банкомат).

Особенности и преимущества:

  • выполнение любых операций в онлайн-режиме (оплата мобильной связи, Интернет, телевидения, услуг ЖКХ, налогов, штрафов ГИБДД, квитанций детских садов и др.);

  • отсутствие необходимости обращаться в банк, это существенно экономит время клиента данной услуги;

  • отсутствие очередей и ожидания;

  • быстрота выполнения операций;

  • получение от банка оперативной поддержки и помощи в решении технических проблем. При обращении через личный кабинет служба поддержки может быстро идентифицировать клиента и предоставить требуемую ему информацию.

Недостатки и риски использования:

  • технический сбой или ошибка при онлайн обработке платежа;

  • «заражение» устройства компьютерным «вирусом» и др.

  • злоумышленники, завладевшие логином и паролем для входа в интернет-банк, получают доступ ко всем счетам потребителя.

Для пользования интернет-банком нужен смартфон или компьютер с подключением к интернету. Во избежание мошеннических действий, не рекомендуется пользоваться интернет-банком через открытые общедоступные сети wi-fi (в транспорте, кафе, магазинах и т. п.).

3. «Виртуальные счета» (электронные деньги) – это виртуальные платежные средства, принимающие участие в расчетах между пользователями сети интернет. Электронные деньги можно использовать, открыв электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета (например, Яндекс-Деньги, MoneyMail, QIWI; RBK Money; PayPal;WebMoney и др).

Предоставлять клиентам электронные кошельки (то есть выпускать и переводить между кошельками электронные деньги) в Российской Федерации имеют право только банки и другие кредитные организации, получившие лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и включенные в Перечень операторов электронных денежных средств (публикуется на официальном сайте Банка России cbr.ru).

Особенности и преимущества:

  • для совершения покупок не надо выходить из дома;

  • сохранность денег от потери и кражи;

  • возможность совершения платежей с предоставлением получателю средств минимальной информации о себе;

  • бесплатное обслуживание электронного кошелька;

  • срок пользования кошельком не ограничен временем;

  • удобство пополнения счета: терминалы, банк, платежные карты и др.

  • конвертация и перевод денег.

Недостатки и риски использования:

  • не все интернет-магазины принимают электронные деньги;

  • для пользования кошельком потребуется выход в интернет и др;

  • обналичить электронные деньги часто бывает непросто (а иногда это требует уплаты комиссии);

  • электронные деньги не застрахованы государством (Агентством по страхованию вкладов) – то есть не будут возмещены владельцу в случае банкротства (отзыва лицензии) выпустившей их организации.

Оплата с помощью электронных устройств:

1. Банкомат – это аппарат, предназначенный для приема и выдачи денежных средств с помощью платежной карты, а также для проведения операций по безналичным платежам и оплатам. Удобное меню позволяет быстро совершать любые действия с картой и получать чеки с информацией о проведенных операциях. Обязательное условие для пользования банкоматом – наличие пластиковой карты и ПИН-кода для авторизации в системе.

Особенности и преимущества:

  • возможность оплатить самые необходимые услуги: ЖКК, пополнить счет мобильного, оплатить заказ через интернет, погасить задолженность по кредиту;

  • доступность: банкоматы практически встречаются на каждом шагу: в метро, в магазинах, на заправке и т.д.;

  • чаще всего банкоматы принимают карты не только своего банка, но и стороннего за минимальную комиссию.

Недостатки и риски использования:

  • сбои: например, зачислил сумму меньше, чем внесена, либо выдал сумму меньше, чем указана в чеке;

  • удерживает банковскую карту;

  • отказаться принять помятую,поврежденную или грязную купюру (в случае, когда потребитель пытается, например, внести очередной платеж по кредиту, это может иметь финансовые последствия – штрафы или пени за просрочку).

  • риск мошенничества: ни одна программа не застрахована от взлома, потенциальная прибыль для мошенников очевидна и очень привлекательна и др.

2. Банковский платежный терминал- стационарное устройство самообслуживания для платежей. Как правило, размещаются в офисах банков, обладают схожим, но более узким функционалом по сравнению с банкоматами.

Особенности и преимущества:

  • оплата налогов и штрафов, услуг ЖКХ и связи банковской картой или наличными (зависит от типа терминала);

  • проведение оплаты по бумажным квитанциям и платежным документам по имеющимся в них QR-коду и штрих-коду (без ручного ввода платежных реквизитов).

Недостатки и риски использования:

  • как правило, не позволяют снимать (а иногда и вносить) средства по банковской карте;

  • данные банковской карты (номер карты, ПИН-код) могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками на терминал считывающего устройства;

  • терминал может, как и банкомат, «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру.

3. Небанковские платежные терминалы – стационарные устройства самообслуживания организаций – платежных посредников («не банков»). Платежные посредники принимают платежи от граждан в пользу банка/МФО или поставщика товара/услуги на основании заключенных с ними договоров. Такие платежные терминалы устанавливаются в торговых центрах, магазинах, иногда просто на улицах; как правило, они встречаются чаще, чем банкоматы или банковские терминалы.

Особенности и преимущества:

  • оплачивать наличными налоги и штрафы, услуги ЖКХ и связи, кредиты и займы, покупки в интернете;

  • вносить наличные на банковскую карту по её номеру.

Недостатки и риски использования:

  • за все операции взимаются ощутимые комиссии. Нередко точную сумму комиссии можно узнать только по завершении операции.

  • терминал может оказаться «фальшивым». В лучшем случае такой терминал возьмет дополнительную комиссию и/или проведет платеж с задержкой, в худшем – все внесенные деньги достанутся мошенникам.

  • внесенный платеж не поступил на счет;

  • платежный терминал не выдает наличные и др.

Правила платежной безопасности:

  • подключить SMS-уведомления;

  • вовремя обновлять контактные данные;

  • не допускать посторонних лиц к банковской карте электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру;

  • запомнить свой PIN-код, нигде не записывать, никому не говорить, никогда не вводить в интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал;

  • использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать, не пересылать по электронной почте и СМС;

  • не использовать функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платежных интернет-сервисах;

  • удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов (cache) и файлов сохранения данных (cookies);

  • избегать СМС-платежей на короткие номера для оплаты интернет-услуг и переводов непроверенным получателям;

  • совершать покупки в интернете нужно с помощью отдельной карты и на проверенных сайтах;

  • незамедлительно сообщать в платежную организацию, если «взломан» кошелек, потерялась/скомпрометирована карта или с нее без согласия держателя списаны денежные средства;

  • при пользовании банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг, подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.

Примечание. Информацию о том, что представляет из себя национальная платежная система, как использовать цифровые финансовые услуги/технологии и о том, как контролировать списание денежных средств Вы можете узнать из материалов, размещенных на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (адрес ресурса https://zpp.rospotrebnadzor.ru).