Инфотека по защите прав потребителей

Обращение граждан. Отзывы о работе, пожелания, предложения, вопросы
Разделы инфотеки

Финансовые услуги

Размещен: 11.04.2018 г.

Полномочия сотрудников коллекторских агентств при работе с гражданами.


Полномочия сотрудников коллекторских агентств при работе с гражданами.

В настоящее время достаточно часто потребители обращаются с жалобами на назойливые постоянные звонки специалистов коллекторских агентств по поводу долгов. Сотрудники коллекторских агентств портят жизнь граждан бесконечными телефонными звонками, не дают покоя не только должникам, их друзьям, родственникам, но и работодателям. Обращения граждан можно разделить условно на три типа:

- коллекторы звонят гражданину, имеющему реальную просроченную задолженность;

- коллекторы звонят гражданину, который не является заемщиком, но его персональные данные есть в базе агентства в качестве «поручителя» должника (телефон предоставил знакомый, одноклассник, подруга и т.д.);

- если коллекторы звонят гражданину «по ошибке».

В целях защиты граждан - заемщиков от незаконных действий коллекторских агентств (банков, микрофинансовых организаций и т.д.) по возврату просроченной задолженности по кредиту (займу) с 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №230-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 №670 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за юридическими лицами, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

С 01.01.2017 коллекторской деятельностью вправе заниматься только организации, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет ФССП России. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте ФССП и самой коллекторской организации в сети Интернет (ч. 1, 7, 9 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона N 230-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.12.2016 N 1402).

В случае, если гражданин имеет реальную просроченную задолженность, необходимо помнить, что течение 30 рабочих дней со дня привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности кредитор должен уведомить гражданина об этом (ч. 1 ст. 9 Закона N 230-ФЗ).

Можно также связаться с банком, МФО, иным кредитором, перед которыми у вас имеется долг, и уточнить информацию о привлечении данной коллекторской организации для возврата задолженности.

В случае взаимодействия коллекторов с физическими лицами, которые не могут или не хотят погасить образовавшуюся и установленную судом задолженность, коллекторские организации должны придерживаться общепринятых норм корректного напоминания о существующей задолженности и также корректных требований ее погасить. Все прочее может быть расценено как оказание морального или физического давления, что Законом №230-ФЗ запрещается.

Коллекторское агентство для урегулирования долговых обязательств вправе встречаться и вести переговоры с должником, но не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству. Должник вправе вести переговоры с коллекторской организацией только через своего представителя - адвоката, а также вовсе отказаться от такого взаимодействия. Для этого должнику коллекторской организации нужно направить письменное заявление через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку (ч. 1, 3, 4 ст. 8 Закона N 230-ФЗ).

ВАЖНО! Гражданину стоит помнить, что при наличии спора, правомерность действий каждой из сторон кредитного договора может установить только суд.

Коллекторские организации могут взаимодействовать с должником только путем (ч. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ):

- личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);

- телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, смс-сообщений и др.);

- почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.

Телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации (п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 5 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

Кроме этого ограничено взаимодействие посредством личных встреч - более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров - более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц, посредством телеграфных сообщений и сообщений по сетям электросвязи - два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с гражданином, а также запись сообщений по сетям электросвязи

При телефонном разговоре гражданину следует потребовать сообщить наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (ч. 4 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

При личной встрече с коллектором целесообразно попросить предъявить вам:

- документ, удостоверяющий личность коллектора;

- доверенность, подтверждающую его полномочия;

- копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.

Коллекторы не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Указанное согласие должно быть дано должником в письменной форме в виде отдельного документа. При этом должник в любое время вправе отозвать такое согласие, сообщив об этом лицу, которому оно дано.

Вне зависимости от наличия согласия должника не допускается раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любых других персональных данных должника для неограниченного круга лиц, в том числе путем размещения в Интернете или посредством сообщения по месту работы должника.

Не допускается осуществление действий со стороны коллекторских агентств, связанных в том числе с:

-       применением (угрозой применения) физической силы, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

-       уничтожением или повреждением имущества;

-       применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

-       оказанием психологического давления, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника;

-       введением в заблуждение относительно, в том числе, размера неисполненного обязательства, передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, возможности применения мер уголовного преследования.

В случае, если коллекторы беспокоят гражданина бесконечными звонками, который не является заемщиком, но его персональные данные есть в базе агентства в качестве «поручителя» должника (телефон предоставил знакомый, одноклассник, подруга и т.д.), при этом согласия своего гражданин нигде не давал, в виде подписи не удостоверял гражданину необходимо при телефонном разговоре с сотрудником коллекторского агентства известить его о том, что он не является должником или законным «поручителем» должника, также направить в адрес коллекторского агентства письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если сотрудники коллекторского агентства будут продолжать беспокоить гражданина систематическими звонками «по ошибке», гражданин может подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП и органы прокуратуры. Поступление в ФССП сведений о нарушении коллекторской организацией требований к осуществлению коллекторской деятельности является основанием для ее внеплановой проверки (п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 18 Закона N 230-ФЗ; ст. 21, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

В случае, если действия сотрудников коллекторского агентства в отношении гражданина, который не является должником носят противоправный характер (например, коллекторы беспокоят гражданина бесконечными систематическими звонками с угрозами в любое время дня и ночи, пытаются изъять имущество, оскорбляют, унижают, угрожают), он вправе обратиться в  правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Указанные действия коллекторов при наличии оснований могут повлечь административную, а также уголовную ответственность (ст. ст. 6.1.1, 19.1 КоАП РФ; ст. ст. 115, 116, 330 УК РФ).

Административная ответственность предусмотрена также при совершении коллекторами действий в нарушение Закона №230-ФЗ (ст. 14.57 КоАП РФ).

При телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено Законом №230-ФЗ, с угрозами в адрес гражданина, рекомендуем по возможности записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов.

При выявлении однократного грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность. Те же последствия возможны, если коллекторская организация неоднократно в течение года не выполняет предписания ФССП и нарушает требования законодательства о порядке осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 16, п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 230-ФЗ).

 вЃ 




Список всех материалов ИНФОТЕКИ